Финансовое планирование издательской деятельности: СОСТАВ РАСХОДОВ и СЕБЕСТОИМОСТЬ ЭКЗЕМПЛЯРА

От Музея: «слушатели» прошлогоднего летнего интенсива «Руководитель (издательства)» потребовали в этом году семинара, который помог бы им перейти от теории к практике и совершить собственное книгоиздательское путешествие. Интенсив мы закончили на лекции «Проект бюджета: лицензии и роялти, состав прямых расходов, сокращение, бизнес-план», впрочем, с самим бизнес-планом услели познакомиться лишь в общих чертах... Именно теме финансового планирования издательской деятельности будет посвящен осенний семинар, где мы рассмотрим в подробностях реальную управленческую практику. И начнем мы с состава расходов и определения себестоимости экземпляра, ведь только определив себестоимость можно сформулировать отпускную цену.

Текст: Аня Амасова
Илл.: В.Запаренко, 4-я книга пиратов («Капитан Джен»)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
основные термины и понятия

Одна из самых сложных, но увлекательных задач — это бюджетирование издательской деятельности. Грамотный расчет всех необходимых затрат для обеспечения процесса, понимание статей расходов (в совокупности с определением маркетинговой политики) позволит верно определить себестоимость изданий и отпускную цену, необходимый объем редакционного портфеля и плановую скорость продаж.

Именно поэтому перед открытием любого бизнеса создаются бизнес-планы, которые содержат, с одной стороны, статьи расходов — по месяцам и на долгосрочном отрезке времени, — а с другой, плановые показатели реализации и сроки поступлений (а также другие источники доходов), определяя на временном отрезке точку безубыточности. Про выход на доходность не стану говорить: на сегодняшний день / год / отрезок времени умение хотя бы «выходить в ноль» — то есть делать так, чтобы расходы с доходами были равны — уже считается большой удачей и вызывает уважение.

Иными словами:
ПРОЕКТ БЮДЖЕТА — это предварительное финансовое проектирование, которое позволит определить, сколько денег и на каком отрезке времени необходимо вкладывать в стартап и когда примерно, при выдержанных планах реализации, разорительный период вложений закончится, и издательство сможет существовать за счет собственных доходов. 

Поэтому сегодня мы поговорим о верхней части проекта бюджета — статьи расходов (нижняя часть — это планирование «доходов») и как в общем виде складывается себестоимость книги для издательства с управленческой точки зрения. Кстати, именно по этой схеме типов и видов (статей) расходов вы можете принять решение об их отражении в реальном управленческом учете, чтобы в дальнейшем понимать процентное соотношение отдельных статей и принимать решения по их сокращению / перераспределению.

СТАТЬИ РАСХОДОВ

Для определения себестоимости важно понять, что расходы делятся на:
ПРЯМЫЕ — то есть те, которые мы учитываем как расходы на какое-то конкретное издание,
и КОСВЕННЫЕ — то есть те, что не привязаны к конкретному изданию, но ложатся в состав себестоимости всех книг издательства.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ЭКЗЕМПЛЯРА формируется как из прямых, так и из косвенных. Чтобы получить себестоимость, прямые расходы полностью относятся к расходам на одно наименование книги и делятся на ее тираж, косвенные же относятся к расходам на все изданные за период (год) наименования книг и делятся на сумму всех тиражей периода. (У некоторых косвенных есть свои особенности распределения —  я обращу на это ваше внимание, когда их буду описывать.)  Затем эти две цифры — разные прямые составляющие для каждой книги и одинаковые косвенные (хотя можно и придумать другое распределение) — суммируются, вот вам и себестоимость экземпляра! Но, прошу учесть, не отпускная цена, о которой мы поговорим в последнем разделе «что еще учесть».

Ниже мы подробно и в деталях рассмотрим входящие в каждую изданную книгу 12 статей расходов, а также подумаем, что еще стоит  заложить для определения ОТПУСКНОЙ ЦЕНЫ.

I. ПОЛИГРАФИЯ

ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ — это прямые расходы, привязанные к конкретному тиражу каждой книги. К полиграфическим относятся такие расходы, как:
- МАТЕРИАЛЫ,
- ПЕЧАТЬ.
(Иногда в эту сумму также входит ДОСТАВКА тиража, если типография предлагает и эту услугу.)

Размеры расходов на полиграфию меняются в зависимости от выбранных бумаг и картона, формата книг, цветности изданий, типа переплета, наличия / отсутствия и цветности форзацев, способа печати, наличия или отсутствия дополнительных элементов, грамотности технической подготовки, специализации типографии и оборудования, расположения типографии в пространстве относительно центра распространения, средней заработной платы в регионе ее местонахождения, а также в огромной степени - от размера тиража.

Как узнать полиграфическую стоимость, если книги еще нет? К моменту составления проекта бюджета вы написали такой документ, как Положение о маркетинговой политике (См. лекцию курса: «Создание правил игры: Положения, Регламенты, Политика, Графики и проч.»). Благодаря этому положению вы в курсе, что, для кого и в каком качестве вы издаете, как распространяете и т.д. , у вас есть общее представление о том, что представляют собой книги вашего будущего издательства в смысле объемов, цветности, способов печати и тиражей. Вы вольны закинуть тестовые расчеты в профильные вашим изданиям типографии и попросить расчитать несколько вариантов.

Что учесть в проекте бюджета. При проектировании бюджета издательства вы можете как заложить авансовую выплату в размере 100% от стоимости тиража в месяц плановой сдачи макета в типографию, так и учесть возможные договоренности с типографиями. Например, 1/2 суммы — аванс по сдаче макета в печать и 1/2 — окончательный расчет по получении тиража (обычно этот период 1 или 1,5 месяца — и тогда в проекте бюджета у вас будет стоять часть оплаты, допустим, на январь, а часть — на февраль или март). В коммерческом мире, когда вы зарекомендовали себя как порядочное издательство, также возможны договоренности об оплате в три платежа в размере 1/3 каждый: авансовый платеж — перед работой, частичная оплата — по окончанию работы перед вывозом тиража, окончательный расчет — через месяц после начала продаж (в таком случае на более-менее конкретном примере это 1/3 суммы — план января, 1/3 суммы — план марта, 1/3 суммы — план апреля).

II. РИП — РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА

РИП-ПЛАТЕЖИ — это все выплаты по ГПХ (гражданско-правовым договорам, то есть людям, не находящимся в штате организации). Они, как и расходы на полиграфию, привязаны к конкретным изданиям, а значит, тоже являются прямыми, и делятся на два вида:
- ЛИЦЕНЗИОННЫЕ,
- РЕДАКЦИОННЫЕ.

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ — это платежи, предусмотренные создателям интеллектуальной собственности по лицензионным договорам (отчуждения, лицензионным (исключительным и неисключительным) договорам). Таковыми чаще всего являются:
- автор, - иллюстратор, - переводчик, - наследники, - фотограф, - музеи и архивы...

РЕДАКЦИОННЫЕ РАСХОДЫ — это платежи, предусмотренные тем специалистам, которые организуют эту интеллектуальную собственность в книгу «вне штата» по договорам ГПХ (но не лицензионным). Чаще всего это:
- литературная редактура, - научная редактура, - корректуры: 1-я и 2-я, - обработка иллюстраций, - верстка, - внос правки в верстку, - дизайн обложки...

Важно: если в издательстве предусмотрен верстальщик на постоянной основе — как сотрудник в штате, — расходы на верстку не входят в РИП (см. раздел ФОТ). Однако если вы этого же сотрудника просите сделать для вас работу, не входящую в его обязанности, логично к трудовому договору заключить дополнительный договор ГПХ.

Лицензионные платежи зависят от готовности конкретного правообладателя на тех или иных условиях передать право использования своего труда. Чаще всего условия зависят от того, передается ли исключительное или неисключительное право (второе, разумеется, дешевле), а также от размера планового тиража и длительности лицензии.

Авторское вознаграждение по лицензионным договорам может быть:
- отсутствующим: передача права по безвозмездной лицензии (чаще всего, правда, при передаче неисключительных прав),
- в натуральном выражении — продукцией издательства: лицензия предполагает выплату (целиком или части вознаграждения) авторскими экземплярами,
- гонораром: разовой выплатой за весь срок и объем использования, в т.ч. в две выплаты — аванс и окончательный расчет,
- роялти: периодическими выплатами, зависящими от размера тиража, издательской цены экземпляра и скорости продаж; аванс в этом случае может быть как предусмотрен, так и нет. Периодичность выплаты оговаривается индивидуально в лицензионном договоре. Обратите внимание, что роялти считается в процентном соотношении от отпускной цены, которую вы на этом этапе еще не определили, но заложить в нее должны: проект бюджета — это как «кубик рубика», где все цифры взаимосвязаны, соотносятся и вытекают друг из друга.

Редакционные выплаты зависят от состава и объема работ. Единицей работы чаще всего выступают:
- авторские листы, а.л. (в 1 авторском листе — 40.000 знаков русского текста с пробелами). Таковы значения, например, для корректора или редактора, но может быть и для верстальщика.
- полосы / страницы, стр. Так рассчитывается журнальная верстка, но в последнее время система переходит и в книгоиздание.
- штуки, шт. Например, это количество обложек или созданных рисунков — элементов дизайна для графического оформления текста.

И все чаще встречается в малых издательствах цена ЗА ПРОЕКТ.

Т.о. расценки на редакционные расходы зависят от единиц объема работ * на совесть издательства. С одной стороны: понимают ли специфику, реальные нормативы 8-часового рабочего дня и состав работы специалиста люди, которые выдумывают эту цифру. С другой: каков исходник (то есть — сложность работы), каков уровень специалиста и какова потенциальная коммерческая доходность издания.

Что учесть в проекте бюджета. В идеальном мире все ваши контакты по ГПХ — самозанятые. В реальном мире так будет не всегда. Если вы работаете по договорам ГПХ с физлицами, не применяющими специальных режимов налогообложения, то вы должны учесть в бюджете расходы на взносы. Насколько вы помните, налог на доходы физлиц удерживается ИЗ суммы выплаты, а вот взносы — пенсионные и медицинские — расчитываются и уплачиваются издателем СВЕРХ суммы вознаграждения. Многие про эти 30+% к выплатам физ.лицам забывают.

Также по лицензионным договорам: если ваши авторы / художники не являются самозанятыми, вы выступаете их налоговыми агентами. Однако в соответствии с 221 ст. НК авторы и художники имеют право на стандартный налоговый вычет (авторский вычет — 20%, стандартный вычет художника — 30%). Правда, предоставляется он только по заявлению этого автора или художника, направленному в бухгалтерию издательства. Однако именно издательство заинтересовано в том, чтобы заявление у него было, т.к. на эти же 20% или 30% сокращается не только налог человека, но и размер издательских взносов.

III. ФОТ — ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА

Теория считает, что оплаты труда, связанного с производством, — прямые, а оплаты труда руководства и, например, бухгалтерии — косвенные. Но это теория со времен маркса-энгельса про завод, который изо дня в день выпускает одни и те же гвозди. По моему убеждению, все затраты ФОТ малого издательства смело заносятся в косвенные расходы и «размазываются» по всем изданным книгам и выпущенным экземплярам.

ФОТ — это ежемесячные платежи постоянным сотрудникам издательства, который зависит от штатного расписания и установленных тарифных ставок (и немножко от МРОТ). Вопроса «Откуда взять эту цифру?» возникнуть у вас не должно: к этому моменту вы уже создали документ Штатное расписание, который мы подробно рассматривали в лекции «ЗАСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТЫ ЛЮДЬМИ: штатное расписание, график отпусков».

Даже если все специалисты на начальном этапе вашего книгоиздательского бизнеса работают над разовыми проектами по договорам ГПХ, не стоит забывать, что в штате организации все равно есть люди. Как минимум, это директор — он же главный бухгалтер. А то и два-три человека. А следовательно, эти люди оформлены по ТК РФ и у них есть (и должна быть) ежемесячная зарплата. Подробности читайте в увлекательном чтиве под названием ТК РФ (Трудовой Кодекс Российской Федерации).

Помните, что заработная плата — это не способ доказательства превосходства человеческого духа над природой, а все-таки, в первую очередь, организация вами рабочих мест. Поэтому з/п ваших людей — это те расходы, которые вы закладываете еще на этапе проектирования в бизнес-план. В плане найма специалиста приучайтесь думать путем умножения цифры его з/п * на 12 и добавлять сверху 1/3 от итога, — на столько увеличатся косвенные затраты в год.

Что учесть в проекте бюджета. Обычно в графу бизнес-плана ошибочно просто кладут цифру ФОТ из штатного расписания. Ошибочно — потому что ФОТ и штатное расписание не учитывают (не включают в себя) взносы. И если в случае с ГПХ возможны варианты — платить их или не платить, то со штатных сотрудников они должны быть уплачены в обязательном порядке. А следовательно, цифра этих взносов, рассчитанных сверх платежей заработных плат, тоже должна фигурировать в проекте бюджета.

IV. ВЗНОСЫ

ВЗНОСЫ — это страховые выплаты, идущие на пенсионное и медицинское обслуживание, уплачиваемые в налоговую и администрируемые ею же. В случае организаций они расчитываются в процентном соотношении от предусмотренных выплат физ.лицам, где организация выступает налоговым агентом: то есть с заработной платы сотрудников и с выплат по договорам ГПХ (в т.ч. лицензионным) тем, кто не применяет специальных налоговых режимов. Несмотря на способ расчета (от суммы выплаты физ.лицу), взносы уплачиваются за счет средств организации и являются косвенными расходами

Что учесть в проекте бюджета. Я предлагаю раздел взносов — планируемых к уплате как по ГПХ-договорам, так и по ФОТ, — выносить в управленческом учете и в финансовом плане отдельной графой, особенно если вы предполагаете выбор налогообложения УСН-6%, так как в этом варианте 6% квартального налога вы сможете сократить за счет уплаченных в течение квартала взносов (правда, не меньше чем до 3%). То есть при совсем грамотном финансовом конструировании общая сумма плановых взносов может равняться 50% налога с доходов от плановой реализации, ведь именно так оптимально экономично.

V. АХР — АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ — это иногда разовые, а иногда ежемесячные косвенные платежи, не имеющие отношения к конкретным книгам, без которых невозможен процесс их производства и ложащиеся в вашу смету расходов (и в конечном итоге отражающиеся на себестоимости экземпляров).

И хотя во многих бизнес-планах я вижу отнесенными к административно-хозяйственным расходам скрепки и туалетную бумагу (впрочем, и это тоже важно), к таким расходам точно можно отнести:

- регистрационные

печать организации - ок. 2.650 р.
цифровая подпись - от 3.000 р.
ISBN - 13.500 за 10 шт. (3500 - если приобретать по одному).
Нотариальные заверения при оформлении документов и пр.
Серверное место - например, Яндекс-диск, где вы сможете хранить документы, материалы и макеты - особенно актуально при удаленной работе из разных городов.
ЕАС - если планируете издавать детские книги и реализовывать их через государственные бюджетные учреждения и сетевые магазины, то оформление Декларации соответствия в среднем ок. 25.000 на 5 лет.
касса - если планируете часть книг реализовывать от издательства, придется ее завести; сам аппарат и его обслуживание - ок. 25.000 в год. (Впрочем, можно воспользоваться услугами онлайн-касс, тогда вы должны добавить к проекту бюджета графу «3% от стоимости розничных продаж», которая будет рассчитываться от графы плановой розничной продажи по отпускной издательской цене.)

Важно! УСТАВНОЙ КАПИТАЛ — ваши вложения при регистрации ООО, составляющие минимум 10.000 рублей, — НЕ ВХОДИТ в расходы (хотя вам и надо его заложить в проект бюджета) и не распределяется на себестоимость!

- банковские

открытие счета и ведение счета — в среднем, от 1000 р. в месяц за 1 счет. Привыкайте умножать регулярные платежи по административным расходам на *12.  12 тысяч в год. Если вы планируете международные платежи, вам понадобятся еще и дополнительные валютные счета: 24.000 - 36.000 тысяч в год. 

платежные поручения — переводы, осуществляемые с вашего расчетного счета, через ваш банк; за редким исключением, от 10 до 100 рублей за п/п. Каждое ваше перечисление безналичным путем через банк (исключая налоги и взносы) будет облагаться комиссионным банковским сбором за обработку платежного поручения. То есть если вы в месяц планируете совершать 50 платежей, то банковские сборы составят от 500 до 5000 в месяц, а значит *12 = 6000-60000 в год.

- лицензионные (включая подписки)

шрифты - от 3.500 за 1 шрифт. Лицензии профессиональных игроков на шрифты для издательств делаются не на конкретный проект, а на использование издательством в целом для всех книг. 

ПО — здесь все стоит средств (и почти без всего можно обойтись), но даже банальная и самая простая 1С для создания счетов и накладных, - 1200 в месяц * 12 = 14400 в год. Подсказка: а документы Майкрософт Офис - Эксель и Ворд - вы можете открывать и создавать в Гугл.доках и Гугл.таблицах, чтобы не думать, как купить МО.

- консультационные

На первых порах вы часто попадаете в ситуации, когда вам необходима консультация специалиста: бухгалтера или юриста,  или библиографа, например. В реальном мире такие консультации оплачиваются. — ок. 2.500 за 1 консультацию.

Некоторым проще отдать часть своей деятельности на аутсорс (сторонней профессиональной организации), чаще всего это почему-то бухгалтерское обслуживание. Допустим, для малюсенькой вновь открывшейся организации это 15.000 в месяц = 180.000 в год.

- иные

Сюда можно отнести практически все: от упомянутой уже туалетной бумаги и скрепок, картриджей, бумаги для принтера, рабочей сим-карты и интернета... до командировочных расходов — поездки на встречи с партнерами в других городах или на выставки, где происходят знакомства и продажа прав, и оплаты курсов повышения квалификации для сотрудников.. 

VI. ОС - ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

К ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ у вас относится оборудование, необходимое для производственной деятельности. К примеру, в дальнейшем для издательства это могутбыть МФУ принтер-сканер, компьютер или собственный сервер, книжный шкаф с письменным столом или тележка для погрузки-разгрузки тиражей. В целом, к ОС также могут быть отнесены купленные вами помещения или автомобили, но для малых предприятий это маловероятно. Основное определение ОС — это то, что выражено в материальной форме, необходимо для производственной деятельности и имеет срок эксплуатации больше 1 года.

Расходы на ОС также являются косвенными, однако в себестоимость они ложатся особо. В целом, вы можете предусмотреть, что недорогие ОС (допустим, стоимостью до 40.000 рублей) вы, как и все иные косвенные расходы, «размазываете» по тиражам, созданным в течение года. Но вот дорогие ОС обычно лягут в себестоимость тиражей нескольких лет. Как пример: срок эксплуатации ОС, принимаемого вами на баланс, 3 года (может быть больше, но вы определились, что амортизацию вы проведете за три года). Допустим, это ОС обошлось вам в 600.000. В первый год в состав себестоимости войдут 200.000, во второй и третий - еще по 200.000. 

VII. АРЕНДНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Даже если вы не планируете АРЕНДОВАТЬ ОФИС издательства, регистрируя компанию по прописке (собственности) учредителя или приютившись у друзей, вам понадобится АРЕНДА СКЛАДА. Либо подходящего помещения со свободным входом, либо скалада ответственного хранения.

VIII. РЕАЛИЗАЦИЯ

РАСХОДЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ — это затраты, связанные с распространением тиража. Современный мир стремится к включению их в состав себестоимости книг, а следовательно, они являются косвенными.

В современном мире они состоят из 3 основных частей:
- ХРАНЕНИЕ: при наличии общего склада это отдельные точки хранения либо на вашем оперативном складе, либо на складах компаний, взявшихся за реализацию;
- ЛОГИСТИКА: транспортно-логистические расходы, включая логистику тиража и отдельных партий, почтовые расходы / расходы на курьерскую доставку.
- УПАКОВКА: расходы на упаковочные материалы.
Кроме этого существуют доп. расходы на УСЛУГИ — осуществление погрузочно-разгрузных работ и/или упаковки.
И скрытые услуги торговых площадок, именуемые ПРЕМИЯМИ за продажи (до 10-15% от отпускной цены).

Исключение из бизнес-плана могут составить почтовые расходы и расходы на доставку для частных лиц, которые вы можете решить не включать в состав расходов, а рассчитывать отдельно по факту заказа, — в этом случае именно эта часть логистических расходов не заполняется в бизнес-плане и не учитывается в себестоимости.

IX. РЕКЛАМА и МАРКЕТИНГ

В зависимости от разных факторов РАСХОДЫ НА МАРКЕТИНГ могут быть как косвенными, так и прямыми.

Наверняка вы уже лучше меня продумали, как вы собираетесь доносить информацию об издательстве и книгах до читателей, но из того, что обычно в минималке входит:
- САЙТ: разработка, регистрация, ежегодные платежи за домен и хостинг,
- КРАУДФАНДИНГ: оплата краудфандинговых площадок для информирования и сбора предзаказа,
- ВЫСТАВКИ: участие в выставках, регистрационные сборы, аренда стенда, командировочные расходы,
- РЕКЛАМНАЯ ПОЛИГРАФИЯ: открытки, буклеты, визитки, пакеты и т.д.

X. % - ПРОЦЕНТЫ

Надеюсь, у вас хватит ума и обаяния обойтись без кредитов... Хотя: экономисты и не дают кредиты гуманитариям —слишком уж сложно для них то, чем мы занимаемся. Да и то, чем они занимаются, — похоже, тоже для них сложновато. Вот, допустим, слушаю на днях передачу по радио, где экономист рассуждает, что «увеличение ставки ЦБ не влияет на экономику и вообще кредиты — по законодательству — ложатся в себестоимость...» Мы с вами как люди гуманитарного склада ума, с хорошим воображением, способны понять:
- во-первых, человек не видит картинку и «думает словами»: потому что куда бы еще ложиться кредитам, взятым на расходы, как не в себестоимость, — хоть по законодательству, хоть без?
- во-вторых, он забыл, что смысл ставки ЦБ в кредитах — это не сама возможность взять кредит, а % за его использование. То есть, если где-то повышается ставка ЦБ, то банки обязаны поднять ставку % по кредиту;
- в-третьих, на самом деле экономист ХОТЕЛ БЫ СКАЗАТЬ, но не сказал, что % ставка по этому кредиту, которую вы заплатите банку за использование средств, — она тоже ложится в себестоимость... и почему-то у экономиста это никак не влияет на экономику!

В общем, если вас угораздило взять кредит, ВЫПЛАТА % ПО КРЕДИТАМ — это ваши косвенные расходы, ложащиеся отдельной графой в проект бюджета.

XI. ШТРАФЫ и СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

ШТРАФЫ — это законодательно определенные суммы за те или иные нарушения законодательства, и  они являются косвенными (хоть и внереализационными) расходами. Особенно по первости времени административные штрафы практически неизбежны. Будь то невовремя сданная отчетность или не на тот номер КБК отправленная платежка, рейд по ЕAC, по закону о защите детей от информации или по закону о рекламе, — штрафы будут. Кроме того, не все законы умны, а иногда и просто невыполнимы, и во многих случаях выбора два: рискнуть и в худшем случае заплатить штраф или идти и пытаться менять закон (десять лет вашей жизни без гарантии результата) — и люди логично вполне сознательно выбирают первое.

В крупном бизнесе на содержание непроизводящих сил закладывают миллион в год. Для маленького бизнеса — конечно, меньше, хотя надо понимать: цифры штрафов выдумывают люди, находящиеся от реального бизнеса значительно дальше, чем даже менеджеры этих бизнесов, выдумывающие тарифные сетки. В любом случае: отнеситесь к этому как к «налогу на бедность»: людям, которые ни на чем не зарабывают, тоже надо жить и есть, — и просто учтите в бизнес-плане.

СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ — это все расходы, связанные с обращением в суд. Обычно на первых порах в этом помогают юристы — разумеется, не бесплатно. Вторая ситуация, когда вы — сторона, привлеченная к каким-то дополнительным выплатам: возмещениям, в т.ч. чужих судебных издержкек. И это тоже ваши косвенные расходы в составе себестоимости.

Печаль нашего мира в том, что люди часто занимаются бизнесом, не умея этого делать, а потому вы можете быть вынуждены обращаться в суд по причинам отсутствия платежей в оговоренный договором срок. Или наоборот, после очередной шумной кампании по лоббированию какого-нибудь закона и пиара чиновника, — попасться под горячую руку впечатлительного нервического персонажа, в един лице очищающего мир от скверны,— и тогда вам придется защищать честь, достоинство и активы издательства.

В случае выигрыша судебные издержки, конечно, присуждаются суммой возмещения, однако, если выиграли вы, вопрос — есть ли с кого их взыскивать (как и размеры присуждаемых сумм — весьма условны). Если проиграли — судебные издержки вы платите дважды: свои и «за того парня».

XII. НАЛОГИ

НАЛОГ — это сумма, рассчитанная в % от какой-либо суммы, уплачиваемая вами в бюджет государства. Теоретически, именно из налогов формируются федеральный и муниципальный бюджеты, из которых содержатся все бюджетные организации и выделяется финансирование на общественные нужды. То есть быть производителем и организацией — это в том числе обязанность содержать все другие (некоммерческие) системы, важные для общества. Ну и часть любого налога, разумеется, уходит на администрирование этого налога, то есть направляется непосредственно на содержание налоговых ведомств и разработку системы контроля и законодательства. Налоги как статья ваших расходов должны обязательно быть в проекте бюджета, так как и они, разумеется, тоже никуда не деваются, а ложатся в себестоимость косвенными расходами.

Налоги, которые необходимо учесть:
- НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / ДОХОД
- НДС

Налог на доход и НДС

Я не смогу в рамках статьи о бюджетировании рассмотреть все возможные варианты налогов. Только для «упрощенной» (и условно-освобожденной от НДС) системы налогообложения — УСН — есть несколько вариантов, не считая ОСНО — основной системы налогообложения. (Условно-освобожденный от НДС издательский бизнес на УСН потому, что при покупке прав за рубежом он все равно уплачивает «ввозной НДС», и тот составляет 20%.) Но так как мы сейчас рассматриваем малый и нано-бизнес в книгоиздании, где лимит поступлений вряд ли превышает 150.000.000 в год, а доходы появляются далеко не в тех же первых налоговых периодах, где производятся основные расходы, мы подробнее рассмотрим две системы УСН, который освобождает от НДС.

ВАЖНО! Доход в случае УСН — это не доход в бытовом понимании (как прибыль от деятельности), а оборот — то есть все совокупные поступления платежей за налоговый период. Которые, как вы видите, вы тратите на бизнес. То есть прибыли может вовсе не быть, однако при УСН-доход налог 6% налоговой базой являются все поступления. Более приближенным к налогу на прибыль является УСН-доход-минус-расход, где вы берете Доходы, вычитаете из них Расходы, а потом от оставшейся суммы (налоговая база похожа на прибыль) рассчитываете и уплачиваете 15%, однако и в этом случае есть три нюанса. Даже если ваши Расходы превышают Доходы, вы все равно должны уплатить налог не меньше 1% от всей суммы поступлений — это раз. Для определения налоговой базы учитыаются Доходы и Расходы одного периода, — два. Расходы должны быть подтверждены документами.

Учитывая эти три момента, я бы советовала применять на первых порах систему налогообложения УСН-доход. А уж после, когда расходы и доходы будут появляться в одном периоде, посмотреть, а нет ли экономического смысла перейти с будущего года на УСН-доходы-минус-расходы. Кроме этого, УСН-доход дает вам возможность, во-первых, меньше заниматься оригиналами подтверждающих документов по расходам, что на первых порах может быть важно, а также уменьшить налог до 3%

Что учесть в бизнес-плане при УСН-доход. Вы закладываете в графу расходов квартальные налоги со сроком выплаты в 4, 7, 10 и 1 месяцах, рассчитывая их как сумму от всех поступлений за квартал. То есть у вас эта графа будет заполнена, когда вы осознаете II часть бизнес-плана: план реализации и поступлений от реализации.

Как уменьшается налог 6% на взносы? 
Налоговая база, т.е. все поступления на р/сч счет за квартал / 100 * 6 = Х
Взн1 + Взн2 + Взн3 (1, 2 и 3 - это порядковые номера месяцев в квартале) = Y
НАЛОГ к уплате = Х - Y, но не меньше 1/2 X.

Есть регионы, где открытие малого бизнеса поддерживается и % может составлять какое-то время 1% (Лен.область) или даже 0% в первые два года... Но для этого и бизнес должен быть зарегистрирован именно там. 

А как же НДФЛ?

А вот НДФЛ — НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — вам не надо в бизнес-плане выделять отдельной строкой, потому что НДФЛ является не вашим налогом, а ваших сотрудников. И хотя вы его и уплатите, он уже учтен в составе ФОТ. Вы его просто УДЕРЖИВАЕТЕ из перечисляемой платы.

ЧТО ЕЩЕ УЧЕСТЬ?

Когда вы составите вторую половину бизнес-плана — с плановыми продажами и плановыми поступлениями средств от реализации, вы сможете наконец рассчитать цифры «чистой себестоимости». Но! Никакая себестоимость не является минимальной отпускной ценой. Во-первых, также в себестоимость следующих периодов будут заложены все ваши списания, брак, возврат, благотворительные экземпляры, уценка (продажи ниже себестоимости), — хотя вы можете сразу заложить минимум +10% от себестоимости для определения минимальной отпускной.

% инфляции — дело в том, что от процента инфляции зависит, каковы будут цены и зарплаты в следующем году. То есть каждый цикл будет обходиться вам все дороже и дороже, цены и цифры не постоянны. Никогда не смотрите на цифры официальной инфляции, в последние лет 15 инфляция в книгоиздании составляет 10-15% в год, в типографских услугах — 15-30% в год.  Минимум +15% от себестоимости вы должны заложить для определения минимальной отпускной, чтобы хотя бы иметь возможность сделать в следующем году то же самое.

Курс валют. Вот тут я не подскажу, что вам делать. По моим наблюдениям, за всю мою жизнь ни один прогноз «курс через полгода», данный экономистами, ни разу не сбылся, однако учитывать его придется: очень многое в типографиях зависит от курса, а уж если вы рассматриваете издание зарубежных произведений — курсы будут необходимы при расчете лицензионных платежей...

Итого: можно сделать вывод, что к себестоимости изданий (прямой + косвенной) необходимо заложить минимум процентов 40-50%, чтобы получить минимальную отпускную цену, если вас совершенно не интересуют ни масштабирование, ни прибыль и вы просто хотите не только начать книгоиздательскую жизнь, но и в будущем продолжать заниматься любимым делом.

[октябрь, 2023]

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!